Обзор рынка морозильных ларей и холодильников

Вопросу состояния рынка морозильных ларей и холодильных шкафов посвящено немало публикаций в различных специализированных (и не только) изданиях. Повышенный интерес к этому оборудованию объясняется очень просто: они идеально подошли к разнообразным условиям торговли, область их эксплуатации распространяется от супермаркетов до небольших павильонов. Несомненными достоинствами шкафов, и особенно ларей, являются небольшие габариты (при достаточной площади для хранения продуктов), простота в эксплуатации, возможность одновременной демонстрации и хранения продуктов. Последний фактор является весьма существенным для ларей, так как их стоимость гораздо ниже по сравнению с низкотемпературными витринами, выполняющими аналогичные функции, и работают лари в более широком диапазоне отрицательных температур, чем витрины.

Тем не менее, необходимость рассмотрения общей рыночной ситуации, складывающейся в этом году на рынке морозильных ларей и холодильных шкафов, обусловлена несколькими причинами. Во–первых, в весенне–летний период отмечается повышенный спрос именно на эти виды холодильного оборудования. Во–вторых, помимо постоянно присутствующего на рынке большого разнообразия этих изделий, в последнее время появилось немалое количество новых моделей. В–третьих, большинство публикаций, посвященных этой теме, как правило, рассматривают конкретные модели конкретных фирм, носят рекламный характер и не дают общего среза ситуации на рынке на данный момент времени.

Вместе с тем, многочисленные публикации на эту тему достаточно полно описывают все имеющиеся модификации оборудования, присутствующие на рынке и избавляют нас от необходимости приводить классификацию ларей и шкафов по их температурным режимам, конструктивным разновидностям и некоторым другим параметрам.

В этом материале мы постараемся дать “средневзвешенную” ценовую картину состояния рынка в нынешнем весенне–летнем сезоне и описать некоторые, достаточно интересные тенденции, проявившиеся в последнее время.

Итак, мы уже отмечали, что в весенне–летний сезон одним из наиболее ходовых видов оборудования являются морозильные лари. Повышенный спрос на морозильные лари объясняет то, что на российском рынке холодильного оборудования уже давно представлены все основные зарубежные производители ларей, такие как датские Derby, Gram, Elcold, Vestfrost, Caravell, польские Mors и Argos. Тем не менее, несмотря на весьма насыщенный рынок, достаточно активно его осваивают итальянские фирмы Framec и Ardo, шведская Electrolux, австрийская Liebherr, датские Tefcold и Frigor (модель Scanfrost). К новинкам сезона относятся, пожалуй, лари португальской фирмы Friaque и турецкой SFA, представленные в некоторых фирмах.

При таком количестве предложений нет ничего удивительного, что “модельный” ряд ларей весьма внушителен. Если говорить в целом, то на рынке представлены лари различных объемов, от 100 до 700 литров (см. диаграмму 1). Из диаграммы видно, что наибольшее количество предложений находится в области от 200 до 450 литров, что подтверждает мнения менеджеров фирм–продавцов, отмечающих повышенный спрос на лари именно этих объемов.

Наряду со “стандартными” модификациями ларей, выполненными, как правило, из металла в одинаковых белых цветовых решениях, появились модели в цветном исполнении. Новинки выполнены с применением новых конструкционных материалов, имеют улучшенный дизайн, пластиковую отделку и массу дополнительных аксессуаров. В конструкции крышек все чаще применяется гнутое стекло, причем не только в плоском, но и в наклонном варианте. Даже в ряду ларей с металлической крышкой присутствуют модели с использованием “нержавейки”. Хорошим примером в этом смысле является оборудование датской фирмы Derby, которая в этом году предложила на рынок новый модельный ряд ларей хорошо известной серии “ЕК”, наиболее ходовой на нашем рынке. Новый модельный ряд, по словам специалистов, вобрал в себя все последние достижения в этой области. Новые модели отличают улучшенные дизайнерские решения, они более эргономичны и экономичны. Выпускаемые лари по желанию покупателя дополнительно снабжаются внутренними перегородками, зонтиками, навесами, светящимися рекламными коробами и многим другим, не говоря уже о роликах, замках и корзинах.

Другая датская фирма–производитель “Elcold” с прошлого года также предлагает на рынке новую модель ларей серии “СХ”. Особенностью этих моделей является наличие цветной окантовки и современного “объемного” дизайна. Для этой фирмы также характерен большой ассортимент морозильных ларей различных объемов, как с прямым, так и с гнутым (в том числе наклонным) стеклом.

В качестве еще одной новинки отметим, что температурные режимы ларей также отличаются расширенным диапазоном. В настоящее время на рынке появились лари как с “низким холодом” (до –45°С), так и лари, работающие в среднетемпературной области. В частности, в ряду морозильных ларей, выпускаемых известным польским производителем фирмой “Zamex”, на рынке присутствуют лари “Mors” объемом 293 литра (модели WCH), работающие в диапазоне +1...+10°С.

Такое обилие предлагаемых моделей ларей, “наложенное” на количество предлагающих их фирм–продавцов, дает достаточно пеструю ценовую картину рынка. Мы и раньше отмечали довольно–таки значительный разброс цен на лари. Естественно, интересен вопрос о сравнительной стоимости морозильных ларей по фирмам–производителям.

Обилие модификаций не позволяет однозначно провести такое сравнение. Поэтому, наиболее наглядно на наш взгляд, этот вопрос характеризует стоимость одного “удельного” литра ларей. Еще одним немаловажным моментом, на который стоит обращать внимание при покупке ларей, является их комплектация в фирмах–продавцах. Некоторые из них указывают в своих прайс–листах цену с комплектом роликов, с корзинами и замком. Другие продают эти аксессуары отдельно. В последнем случае надо быть готовым к тому, что за покупку, к примеру, корзин дополнительно нужно будет заплатить в среднем от $5 до $10, замок может стоить от $4 до $12 в зависимости от марки ларя и т.д.

Несколько иначе выглядит в этом плане ситуация с другим видом холодильного оборудования — холодильными шкафами. В настоящее время на рынке представлено оборудование таких производителей как АНПО “Марихолодмаш” (г. Йошкар–Ола), “Совиталпродмаш” (г. Волжск, торговая марка “Полаир”), Екатеринбургского завода “Торгмаш”, а также шкафы уже упоминавшегося красноярского машиностроительного завода под маркой “Бирюса” и Смоленского завода. На рынке представлены шкафы и из стран ближнего зарубежья — литовские “Snaige”, шкафы белорусской фабрики “Golfsteam”, украинские “Росс” (Харьков) и “Интер” (Донецк). Цены на отечественные шкафы в наиболее “ходовом” диапазоне объемов — 400 литров, примерно на $100 ниже своих зарубежных аналогов, что соответствует соотношению цен по морозильным ларям. Шкафы, произведенные в Харькове и Белоруссии, находятся в разной ценовой нише с основными зарубежными производителями.

И уж коль речь зашла о ценовых нишах, то сразу оговоримся, что в данном материале мы не будем рассматривать достаточно дорогие, можно сказать “элитные”, модели шкафов таких производителей как австрийской фирмы Liebherr, финской Helkama, итальянских ISA и Framec, испанской Koxka, американской CustomCool и некоторых других. Свое внимание мы остановим на “средней” ценовой группе, как наиболее востребованной и гораздо шире представленной, а также на некоторых наметившихся за последнее время тенденциях в этой области. В этой связи можно констатировать, что наибольшее распространение получили шкафы польских производителей “Bochnia” (Bolarus), “Igloo”, “Yuka”, “Cold” и некоторых других. Указанные марки наиболее полно отвечают запросам рынка по своим техническим характеристикам, дизайну, а главное соотношению цена/качество. Не меньшим успехом на рынке пользуются холодильные шкафы датских производителей, цена на которые несколько выше, но вполне сопоставима с польским оборудованием. В этой нише представлены такие фирмы как “Gram”, “Tefcold”, “Vestfrost”, “Caravell”, “Derby”. Кстати, шкафы фирмы “Tefcold” по некоторым позициям даже дешевле, чем их польские аналоги.

Всего на рынке представлены холодильные шкафы более чем 20 производителей, предлагающих широкий модельный ряд с объемами от 100 до 1400 литров и различных конструктивных исполнений. Специалисты отмечают, что наиболее “ходовыми” моделями являются среднетемпературные шкафы, внутренние объемы которых находятся в пределах 400, 700 и 1400 литров. Максимальная же концентрация моделей и их модификаций отмечается в диапазоне объемов 400 — 900 литров. Наиболее широкий модельный ряд шкафов на рынке представлен фирмой “DERBY”, предлагающей в сумме около 30 моделей и их модификаций. Этой фирмой представлены модели всех температурных режимов (средне– и низкотемпературных, комбинированных) в диапазоне от 400 до 900 литров, чего нельзя сказать в целом о предлагаемом ассортименте на рынке в этой ценовой нише. В частности, на сегодняшний день можно отметить весьма ограниченное предложение низкотемпературных шкафов.

Заметим, что небольшой ассортимент низкотемпературных шкафов, в том числе и среди украинских производителей, несколько компенсируется наличием шкафов с комбинированным температурным режимом. Интерес к данным моделям обусловлен повышенным спросом отечественной торговли. Объяснение очень простое — возможность хранения продуктов разных товарных групп в одном месте, что весьма важно при ограниченных площадях. Именно поэтому менеджеры фирм, торгующих в основном оборудованием, отмечают интерес к таким моделям шкафов как ШХК–400М, ШХК–800 и ШХК–1000, выпускаемых на АНПО “Марихолодмаш”. За несколько последних месяцев на рынке отмечается отсутствие еще одной популярной модели — комбинированного шкафа ШХ–1,12 Н2К, выпускаемого Екатеринбургским предприятием “Торгмаш”.

Очень богатый ассортимент шкафов представлен в “среднетемпературной” области. Пожалуй, здесь можно найти модель на любой, самый взыскательный вкус. Шкафы с металлическими дверями и со стеклом, со световыми панно, статические и вентилируемые, с распашными дверями и с дверями–купе, выполненные из “нержавейки” и с гофрированным алюминием — только выбирай. Однако надо помнить, что любой “наворот” стоит денег. Так, например, использование той же “нержавейки” приводит к удорожанию шкафа от базовой модели в среднем на 20 – 30%.

В заключении обратим внимание еще на два обстоятельства, проявившихся в последнее время.

Современная тенденция в дизайне холодильного оборудования в сторону мягких, сглаженных форм, увеличения демонстрационных объемов нашла свое отражение и в конструкциях шкафов. Украшением любого магазина могут стать шкафы–витрины с остекленными сторонами, основным достоинством которых является возможность их эксплуатации в любом ряду оборудования. Такие шкафы, в настоящее время, имеются в ассортименте фирм, торгующих оборудованием польских производителей “Juka”, “Cold”, “Igloo”, “Bolarus”. Кстати, фирма “Bolarus” предлагает на отечественном м рынке модель WC–501G с гнутой стеклянной дверью. Цена такого шкафа около $980, что приблизительно на 12% дороже базовой модели со стандартной стеклянной дверью. В модельном ряду датской фирмы Derby присутствует достаточно редкая “винная” разновидность шкафа (модель СМ–45, объем 372 литра). Изящный внешний вид, оптимальный температурный режим (от +7 до +20°С), применение специального освещения создают идеальные условия для хранения и демонстрации вин в барах и ресторанах. Стоимость таких шкафов на рынке около $700.

 Алис © 2017 Все права защищены. При использовании любых материалов опубликованных на сайте, гиперссылка, доступная для индексации обязательна.